Рецензии, которые я обычно пишу, получаются о каких-то высоких материях, а не о собственно книгах-фильмах. Поэтому для разнообразия я решил накатать сумбурно, но по делу. Даже за дело.Первая книжка была достаточно предсказуемой, но динамичной и оставляла интересный задел на будущее. Пусть история с жестокими игрищами будущего (читай, хорошо - или недостаточно - забытого прошлого) не нова, идея подать их как гротескную копию современных телешоу определенно удалась. Столько стилистов, платьев и "пусть говорят", кажется, не было ни в одной антиутопии. Обязательный с недавних пор любовный треугольник прост - типа-брутальный друг детства и типа-галантный и навязанный новый кавалер, но навязанность здесь имеет интересный аспект: парня героине сватают сначала ради шоу, а потом и того хлеще - в государственных интересах.
спойлеры по второй книгеВторая интересно начиналась - с погружения в мир 12-го дистрикта и с небольшой экскурсии по миру книги в целом. Я наивно полагал, что дальше грянет революция, но нет - вместо этого неожиданно Коллинз решила обратиться к проверенному рецепту сиквела: "тех же щей". Перспектива Квартальной бойни жутко разочаровала, хотя некоторые трибуты были интересные. То, как трибуты взялись за руки на интервью, тоже вселяло надежду. Неожиданно выстрелил персонаж Цины - я прямо проникся. Вот вроде бы модельер, какой из него герой - а он шьет платье, которым подписывает себе - и он это точно знал - смертный приговор. Игры, впрочем, тоже получились хорошо - хитрая арена (теперь еще больше виртуальности!), интрига с альтруистической мотивацией некоторых трибутов и мощный финал. За Плутарха - отдельное спасибо, шикарный ход.глобальные спойлеры по третьей книге и по финалуА вот третья книга - адские качели здравого смысла и больного бреда. Но по порядку. Начало понравилось: новая локация, детальная картина 13-го дистрикта, прах и пепел 12-го. Пита в руках врага, ведет реакционную пропаганду, идейный враг теперь. Революции тоже нужно шоу, новые костюмы, дизайнерские луки - словно ничего не изменилось. Хорошо раскрывается Прим. Жаль, что из-за особенностей повествования от первого лица операция по спасению Питы осталась недосказанной. Мне кажется, это естественная кульминация для третьего фильма, и в кино, наверное, ее покажут подробнее. В общем, меня все устраивало, пока Пита не вцепился в горло Кэтнисс. Я терялся в догадках, что же его так разозлило, предвкушал, что он станет оппонентом Кэтнисс, будет убежденно доказывать вред революции - что-то в этом духе. Оказалось, что ничего доказывать, тем более убежденно, он не сможет почти до конца книги. Особенно ярко это проявилось во 2-ом дистрикте - хороший эпизод, параллели с шахтой, со смертью отца. Гейл блеснул смекалкой. И вот Кэтнисс и Гейл спорят про то, как можно вести войну, а как нельзя, такой моральный диспут развели - и где же Пита, ему ведь точно есть, что сказать по этому поводу? А он в изоляции, смотрит видео с Кэтнисс и скрипит зубами. Пол книги его нет, потом он никакой. Зачем так с персонажем? А ведь его за ораторские способности прочили в лидеры, мол, будет глаголом жечь сердца людей, раз уж у Кэтнисс с этим не очень. Впрочем, как я уже писал раньше, потом я с этим смирился. Дальше свадьба Финика, торт Питы - все шло хорошо.
И тут Коллинз опять не удержалась от Игр. Хотя и так уже ясно - игры продолжаются, шоу маст гоу он, с другим посылом, но абсолютно теми же средствами, зачем буквально-то? И вот все эти ловушки в Капитолии меня как-то совсем не впечатлили. В Играх они были ради эффекта, чтобы ярко и разнообразно убивать трибутов. А в реальной войне какой у них смысл? Я понимаю, они вроде как заминировали эвакуированные улицы, но не проще ли было обычных мин наставить? Ну ладно, допустим, у них все склады ими были забиты, не пропадать же добру. Что меня совсем убило, так это одержимость Кэтнисс убийством Сноу. То есть, желание понятно, но самой-то зачем лезть? Она же заключила сделку с Койн, и ей бы его точно отдали. Ну, если бы дожила, хорошо, но опять же Кэтнисс решает выкрасть голографическую карту и уйти в самоволку еще до появления в отряде Питы. Хоть бы озабоченность о том, что Сноу может сбежать, когда подойдут основные силы повстанцев, ей прописали - нет, она просто хочет умереть чем быстрее, тем лучше, но перед этим его убить. И за ней идет весь отряд, даже не поверив ее сказке про спецзадание. Повстанцы уже наступают им на пятки, их убивают одного за другим (Финика не прощу), но они все равно уперто идут в тыл врага за Сойкой. Короче, мотивацию и антураж финального квеста я считаю бредовой. Чем изобретать очередные ловушки, Коллинз лучше бы придумала убедительную причину, почему Сноу нужно было убивать именно ей и только так.
Сцена у президентского дворца, смерть Прим - жестоко, но это я почему-то принял. Только с мотивацией опять проблемы. Сноу соорудил живой щит - зачем? Правильно, чтобы повстанцы не нанесли удар с воздуха по дворцу. Зачем ему самому этот щит разрушать? Ради жалкой кучки медиков, которых убило вторым взрывом? То есть, ясно, что он этого не делал. Не ясно, почему все купились на провокацию Койн. Типа Сноу такой плохой, что он мог взять и убить вот так детей Капитолия - потому что плохой? Твист неудачный. И сумбурно получилось - Кэтнисс проделала такой путь, растеряла всех бойцов только ради этого? Дойти в одиночку до площади и увидеть смерть сестры? Я хоть правильно понял, что Пита ее в конце спас? Может, это из-за английского, но я лишь на следующий день сопоставил его обожженные руки и хаотичное описание полетов Кэтнисс во сне и наяву.
А вот финал классный. Идея новых голодных игр - браво! В этот момент Кэтнисс уже было не важно, по-моему, кто все-таки взорвал детей. То, что Койн придумала вернуть игры, уже было достаточно. Наверное, в кино здесь как-то вставят внучку Сноу, не зря же ее уже показали. Еще я люблю такие длинные закругления - несколько месяцев в заточении, потом весна и т.п. Наконец, порадовало то, что треугольник в коем-то веке не стали "рубить" - кто не умрет, того и люби, а читатели пусть гадают, оттого ли она с ним, что любит, или потому что другой не дожил. Опять-таки схема бомбы - это лишь повод был, они с Гейлом долго отдалялись, по чуть-чуть. Последняя фраза уже мем, да?
Эпилог отчасти лишний, но так как ранее были мысли Кэтнисс про то, что у нее никогда не будет детей, прощаю и его. На мой взгляд, жутко неровная книга с умным и душевным финалом.
PS "Приходи ко мне в проект "Голос", Кэтнисс!" - класс. И Плутарх совершенно серьезен, да? Страшный человек.
PPS Я, наверное, все же не удержусь и напишу еще типичную СПГС-навеяло-рецензию попозже.
@темы:
книги,
the hunger games