Легенда 17Этот до боли символичный момент, когда на экране в 1972 году барахлят, кажется, все телевизоры страны, а в столичном кинотеатре в 2013 на несколько минут пропадает звук. Какие-то вещи мы так и не научились делать, какие-то почти разучились. Но мы все еще в хоккее, а кино - получается ведь иногда, и то хорошо.
читать дальшеЯ ничего особенного не ждал от фильма, так как далек от спорта в целом и от хоккея в частности, но он крут. Причем он крут не столько как биография или портрет эпохи, сколько как психологическое исследование на тему учительства и ученичества. Самая близкая ассоциация у меня, если кто читал - "Vita Nostra" Дяченок (да и вообще, весь цикл "Метаморфозы"). Так как кино вот именно о том, что даже самый талантливый человек нуждается в наставнике. В другом человеке, который придет и скажет "ты не знаешь, что тебе нужно и на что ты способен, а я знаю". Который поставит планку, а потом, когда ты уже в миллиметре, поднимет еще выше. Который почему-то право имеет рвать по швам твою драгоценную шкурку и перекраивать по своим (Его?) чертежам.
Вот это право - самое главное. Из него и портрет эпохи вырастает. Советская цивилизация, кажется, вопреки максиме "бытие определяет сознание", в первую очередь стремилась переделать сознание людей под "идеалы Октября". Воспитать тех, кто "быстрее, выше, сильнее". Дать цель, план, установку, не особо считаясь с желаниями переделываемых. И сначала хочется кричать вместе с Харламовым "Да кто ты такой, Тарасов? Кто тебе право дал надо мной издеваться?" А потом ты дотягиваешься до этой планки, ты водружаешь флаг на свой рейхстаг, и вся наша голубая планета перед тобой, рукоплещет... И нет уже тебе никого роднее изверга Тарасова. И все того стоило.
Потому что без тарасовых, харламовы становятся имяless (а как его звали?) и духless менеджерами. И пусть это тысячу раз эволюция, и осознанный выбор, и свобода, и ты делаешь себя сам, а не даешь другим тебя ломать, и пусть машины круче, и квартиры выше, и никогда ты не поедешь в занесенный снегом, заводскими выбросами и метеоритами Чебаркуль, а только это - не стоило. Удивительно, но фильмы получились почти дилогией - герои нашего и не нашего времени, Москва, любовь, сам воздух - тогда и сейчас.
Мы можем, когда захотим, - и это в равной степени про фильм и вообще. Это наша национальная идея, серьезно. Только мы очень осторожны (ленивы, не изобретательны) в своих желаниях, и нам обязательно нужно, чтобы кто-то заразил нас своей мечтой. Нужно, чтобы кто-то зажигал звезды над нами и закалял сталь внутри нас (ну, и банально строил ДЮСШ). А дальше мы сами.
@темы:
кино,
путешествия,
ergo sum