– Деньги есть. Есть деньги, заводы, даже один водоплавающий танкер. Только для яхты деньги – не главное, как выяснилось.
– А что главное?
– А не с кем было. Не с кем разговаривать, не с кем яхту строить, решительно не с кем поржать, напиться и, главное, «Понедельник начинается в субботу» почитать вслух некому.Я никогда не верил в теории заговора. Может быть, зря. Может быть, в этом сверхзадача теории эволюции - убедить всех мыслящих людей, что Куб может построиться сам по себе и что нет никакого "человека за ширмой", не знаю. Однако поразмышлять на тему принципиальной возможности теневого управления глобальными процессами люблю. Особенно учитывая мою профессию, теоретически восходящую к научной области с красивым и немного пугающим всех конспирологов названием - кибернетика. Поэтому эту историю в жанре социальной фантастики с вкраплениями детективной и любовной интриг прочитал с удовольствием. Хорошо написанный, с умными мыслями и сильными чувствами роман - вполне себе редкость в наше время. Сразу оговорюсь, что не назвал бы книгу шедевром современной прозы, это все-таки развлекательная литература, хоть и высшей пробы - такой интеллектуальный аттракцион в духе "Inception" (и ни в коем случае не в традициях Дэна Брауна). Рекомендую людям с широким кругозором и словарем иностранных слов.
читать дальшеКак водится, все начинается с таинственного убийства, но здесь его предваряет весьма продолжительная экспозиция главных героев (и далеко не всех - настраивайтесь на долгую историю со множеством персонажей). Итак, она звалась Иванной - главная героиня, умница, красавица и просто "синий чулок". Школа-интернат для одаренных детей при католическом монастыре и философский факультет привели ее в довольно странное учреждение - отдел МЧС Украины, занимающийся предотвращением "чрезвычайных ситуаций социогенного характера". Если эта фраза не ввела вас в ступор, а наоборот - привела в восторг, можете дальше не читать, а сразу открывать книгу - вам понравится. Если же мыслечувства смешанные, продолжаем. Пресловутая социогенность, как правило, выражается в том, что в воздухе разлито что-то тревожное, а что - не ясно. Конечно, здесь уже начинается некоторая фантастика, так как представить, что госучреждение будет заниматься "экологией души", сложно. Впрочем, нам дают понять, что тонкое обоняние Иванны в таких ситуациях идет рука об руку с системным анализом, поэтому в мистику и эзотерику сюжет почти не кренится. Ну, по крайней мере не опрокидывается насовсем. О делах, которыми занималась Иванна, к слову, можно было бы написать отдельный книжный цикл - настолько это свежо и не избито. Но здесь они проходят лишь прелюдией к главной сюжетной линии, которая, как уже было сказано, начинается с убийства.
Случайно Иванна узнает обстоятельства смерти крупного бизнесмена - они странным образом напоминают события, случившиеся много лет назад, в том самом интернате. Тогда на глазах маленькой Иванны умерла девушка, недавно ушедшая в монастырь. Перед смертью она прошептала странные слова - "белые мотыльки" - ту же фразу повторит умирающий бизнесмен. Начатое расследование навсегда изменит жизнь Иванны: она узнает тайны своего прошлого и целого мира, встретит любовь и окажется перед невозможным выбором... Но все это будет лишь началом длинной истории, в которой переплетутся этнография и теория информации, лингвистика и микробиология, геополитика и музыка. Из этих ингредиентов тайное общество, веками влияющее на ход истории, готовит коктейль Молотова, который кардинально изменит расстановку сил в современном мире.
Разве что музыка не попадает в арсенал заговорщиков - ей уготована скромная роль фона для эпохальных событий. Но музыка - страшная сила, которая не изменит мир, которая сама и есть мир - настоящий, живой, разный, ритмически повторяющийся и неповторимый, огромный, не влезающий в карты господ проектировщиков, что привыкли видеть названия и четкие границы, меняющиеся по велению ластика. И все множество "графий", "логий", и "истик", изобретенных человечеством в попытке понять мир, не могут объяснить, что происходит, когда два человека вдруг звучат в терцию. Тогда в права вступает какой-то универсальный закон гармонии, или системного синтеза, или еще какой-то науки, которой пока не придумали сложное имя и обходятся простым, антинаучным. И все расставляет по местам.
...И я потом буду часто вспоминать в рапиде, в замедленной черно-белой съемке, как он поднимает воротник легкой вельветовой куртки, выходит из машины, делает несколько широких шагов вперед, останавливается и обнимает кого-то. У меня по лицу течет вода, и сквозь нее я вижу, что он целует высокую светловолосую женщину, обхватив ее лицо ладонями, закрыв глаза, на страшном ветру, который чуть не сбивает с ног...
Они оба очень красивые и абсолютно мокрые. Он гладит ее лицо и снимает губами капли с ее ресниц. Смотреть на это невозможно, не смотреть – тоже. И я вдруг понимаю, что вижу чудо – совершенно невероятный в нашем бедном маленьком мире длящийся миг счастья.
Несколько аккордов - и получается дом, улица, город, страна - места не только географические, конечно. Как и музыкальную тему создает вовсе не любой набор звуков, поставленных друг за другом. И границы этих образований проходят по переходам музыкальных фраз, культур - и переходы эти плавные, размытые, объединяющие отдельные народы в более крупные общности вплоть до всего человечества. Наверное, пока есть общие песни, есть и общность людей, населяющих пресловутый "славянский мир", что бы ни значилось на политических картах...
Вот об этом: об отношениях людей и цивилизаций, о политических играх и реальной политике - эта книга. А теории заговора... Да какая разница, само все катится или толкает кто - если катится не туда, нужно вставать под колеса. Читать Стругацких или Быкова, строить яхты или водить самолеты, творить музыку или "всего лишь" изучать распределение информационных потоков под аккомпанемент плеера - все что угодно, лишь бы мир оставался пестрым и необъятным. Такой вот заговор, такое тайное общество. Вступаете?