Как-то так вышло, что я в свое время проигнорировал обе предыдущих части (равно как и едва ли не весь послужной список Вин Дизеля). Наверное, мне казалось, что это трэшевые фантастические боевики с качком-которого-почему-то-именуют-актером в главной роли. В общем, примерно так оно все и есть, за одним исключением - это крутое кино. И Дизель, конечно, не актер. Он ходячая харизма, за которой нужно просто ходить с камерой. Я, пожалуй, гляну еще что-нибудь из его фильмографии, но почему-то уверен, что он везде Риддик и вряд ли где-то Риддик получился у него круче, чем в самом Риддике.
Риддик необычен хотя бы тем, что он герой-одиночка, герой без свиты - без обязательных лучшего друга, или учителя, или заклятого врага. Или подружки, если уж на то пошло, потому что она ему кто угодно, но не "подружка главного героя". Без мира, который вечно вляпывается в неприятности и требует спасения. То есть, мир-то существует, и вляпывается, и требует, но Риддику как-то по барабану. Он вообще безразличен ко всякого рода требованиям, мольбам и даже вопросам. Он выслушает ваше пространные речи и скажет в ответ то, что хочет сказать. Что хотел сказать еще до того, как вы вклинились со своей назойливой болтовней. Он сделает то, что хотел сделать. И только потом, если ему нечем будет заняться, а вы будете еще живы и вообще по жизни везунчик, он может сжато высказаться по интересовавшему вас вопросу. Он может даже помочь - если он так решил, пока вы занимались какой-нибудь бесполезной для дела фигней, но делали это забавно. Или если вы вдруг оказались единственным, кто молча сделал все, о чем он не попросил - потому что сам он не попросит никогда.
Первая серияПервая серия. Странное дело - с одной стороны, примитивнейший же фильмец про неравный бой кучи тварей и кучки людишек, оказавшихся не в том месте не в то время. Герой, который кого-то спасет и спасется сам, и массовка, которую планомерно порубят в капусту. Блондинка для небольшой лав-стори, чтобы было чем перемежать кишки. Классические сцены "вух, пронесло - бдзынь - аааа - чавк-чавк". Короче, все было уже сотню раз. С другой стороны, первые слова, которые приходят на ум, когда хочешь рассказать про этот фильм - оригинальный, самобытный, почти авторский. И ведь даже не объяснишь почему. Ну ничего же оригинального! Разве что поломники-мусульмане в космосе, прикольный падаван главного героя, ну и сам главный герой. И еще орава мелочей, вот прям малюсеньких таких фишек, которые, навалившись гурьбой, вдруг перевешивают шаблонность сценария и делают из проходного боевика класса Б цепляющее и безумно драйвовое зрелище.Вторая серияВторая серия. С первых минут - разочарование. Эпичный закадровый голос и монтаж, обстоятельно вводящие в курс дела. В Риддике появилось какое-то "дело", которое требует пролога? Не-кро-мон-ге-ры, серьезно? Мир будем спасать? Ну да, "Хроники" же. (Названия фильмов - это отдельная песня, вот просто песня, спою ее позже). Дальше идут флэшбэки и сцены, которые натужно пытаются связать прошлую часть с бледнолицыми воинами ада. Какое-то время тратишь на то, чтобы осознать, что они сменили актеров и та девушка, о которой грезит Риддик, - не какая-то пассия из прошлой жизни, а "та самая Татьяна". Торжественно предъявляют главгада (Главгад, серьезно?.. см. выше). Короче, забойное приключение в космосе стремительно наращивает мифологию, а проходной боевик класса Б рвется в блокбастеры. Герметичный мирок "Кромешной тьмы" с населением в десяток человек, к тому же стремительно убывающим, сменяется мегаполисом, по которому тяжело маршируют громыхающие доспехами некро... тьфу ты, мертвяки, в общем. Какие-то левые персонажи плетут невнятные интриги, а Риддика снова и снова теряют из виду. Это провал. А потом случается замкнутое пространство, адекватные (читай: живые) персонажи и человек, который встает рядом не потому, что хочет тебя убить (ну, то есть, хочет, конечно, но не всерьез), и не потому, что хочет спрятаться за твоей спиной. Случается чудо, которое начинается в тюрьме и продолжается до самого конца. Ради него стоит выучить это идиотское слово "некромонгеры", стоит даже СПГСнуть им олицетворение всего, что не живет, не дышит, не пылает огнем, гневом - фьюрианским, звериным - что бездумно жрет все живое, словно твари из первой серии, научившиеся летать с планеты на планету. Стоит простить тяжеловесность и пафосность сюжета, потому что это все декорации, так сказать, сеттинг, неважный совершенно. Важен здесь по-прежнему герой - и единственный достойный его персонаж. И не просто достойный, а сделавший себя достойным, равным, одной крови - фьюрианцем не по рождению, но по духу. Третья серия и песняТретья серия. А здесь с первых минут было попадание. Тоже в некотором роде пролог, но без галактических масштабов. Наоборот - только ты и захолустный дикий мир, в котором нельзя выжить. Нет смысла, нет цели, нет причины выживать. Кроме самой жизни. Это дальше будет рубрика "флэшбэки и сцены, которые натужно..." (см. выше). Дальше будут новое пополнение рядов смертников, новые монстры, которые хотят кушать, новая блондинка-куда-же-без-них (Кэти Сэкхофф - наше все, хотя улыбок можно было бы и побольше прописать). Все это уже было, и не далее, как пару абзацев выше, но такой сеттинг не хуже (а на мой взгляд, даже лучше), чем инопланетные захватчики, а все остальное из того же абзаца по-прежнему в силе. Это круто не из-за спецэффектов, или режиссуры, или мира. Это круто из-за атмосферы и главного героя. И еще из-за того, что Туи не сдал своих, не слил чудо, а выбрал самый правильный вариант из всех возможных. И почему столько разочарованных отзывов? Черт, другие франшизы делают перезапуски каждые пять лет, с 3D и свежими красавчиками на смену потолстевшим и заматеревшим, Туи сделал старую сказку на новый лад - и продолжение, и рефрен, и развитие одновременно. Если уж надо сравнивать, то фильм на уровне первой части, при том что вторая, на мой взгляд, в чем-то сильно им обеим уступает, а в чем-то, конечно, превосходит.
PS Сантана какой-то вылитый Холлоуэй.
PPS Обещанная песня. Ну кто так называет фильмы? Как было бы у нормальных людей? Первый - "Риддик". Ясно и понятно, новый крутой герой, комментарии излишни. "Риддик 2: Воинство смерти" - вторая часть требует подзаголовка. Третья - по последней моде, без цифр и предложением - "Риддик наносит ответный удар" - ну или что-то в таком духе. И что это за сюжет - монстры ночью охотников жрут? Эпичное завершение трилогии по всем законам блокбастеров: эффектное мочилово с некромонгерами на Фьюрии, месть и все дела, флэшбэки юности, история первой ходки - 2,5 часа пафосной нуднятины и героическая смерть в конце. Может, конечно, Туи и замутит такое в следующей серии - прям классический сирик выйдет: пилот, мифологический эпизод, эпизод "ни о чем", еще мифологический эпизод - но пока он рушит все голливудские стереотипы, за что ему честь и хвала. Прослушать или скачать LUMEN Не Зову бесплатно на Простоплеер