PinaНо зато я так стремительно падаю вверх,
Как будто притяжения нет,
И нет ни законов, ни правил.
Я ничего не знаю о них,
Как будто в детстве не было книг,
И учиться никто не заставил.Fleur - ИскуплениеПина, конечно, училась. Но, в отличие от многих, вынесла из умных книг и переняла у своих учителей не каноны, шаблоны и "работающие" приемы, а - свободу. Это ни с чем не спутаешь - когда человек выходит к публике и просто дышит. Критики потом придумывают названия, телевизионщики растаскивают находки для очередных звездных проектов, а этот человек продолжает делать то, что никто до него не делал. И учит других - дышать, просто дышать полной грудью и переводить свое бытие в слова, которых нет ни в одном языке мира, кроме того пра-языка, что понятен каждому. До слова "дай" была протянутая рука. До первого "люблю" - улыбка, взгляд, прикосновение. До последнего "прощай" (а может и вместо него) - поворот головы, и резкий толчок, и шаги к двери. Это не танец в привычном понимании, это настоящий театр, это пластика, жест, пантомима, рассказывающие историю, достойную солидных томов. Это мысль, ставшая движением, чувство, воплотившееся в прыжке словно в маленьком полете к солнцу. Это жизнь, сформулированная в четырех па и нескончаемом повторении.
читать-смотреть дальше
И Вендерс, работая с таким материалом, да еще в 3D, делает что-то незнакомое, не подходящее под определения "мюзикл", или "документальное кино", или "фильм-концерт". Соединяя эпизоды из постановок Пины, интервью с танцорами ее труппы, специально поставленные для фильма номера, перенося зрителя со сцены, которая подчас более "живая", чем естественные локации, на улицы города, в вагон метро или на скалы, он снял кино, которое ломает все условности жанров, выпадает из вечной войны арт-хауса и мейнстрима и стоит в стороне. Впрочем, кто здесь стоит? "Пина" летает, кружится, брызгается и живет, вопреки всем цепям и законам, замирая лишь на мгновения, когда в камеру молча смотрят танцоры - что еще они могут сказать? Все уже сказано на сцене, смотрите, пытайтесь понять - это не пазл, просто мы так думаем, так чувствуем, так дышим. Как ни странно, ближе всего этот фильм к биографии, хоть из него вы и не узнаете годы жизни Пины, не услышите о том, как складывалась ее карьера или личная жизнь. Но вы узнаете больше, гораздо больше, чем сухие факты - вы узнаете, как она дышала.
В каком-то смысле танец - самый естественный вид искусства. Не нужно никаких приспособлений, инструментов, только твое тело - и твое сердце. Без лишних мыслей, без гнета слов - просто кружение, эмоции, инстинкты. Танец может быть страстным или спокойным, горячим или обжигающе холодным - но может ли он быть умным? Пина соединила в танце материальное и идеальное, заговорила о сложном - о свободе и несвободе, об обществе и природе, о роли мужчины и женщины - обо всех этих высоких материях - с помощью такого низкого, неподходящего, казалось бы, языка как язык плоти. И не могла не найти отклик - ведь что такое человек, как не точка сопряжения этих призрачных границ, надуманных противопоставлений - тела и души, ума и сердца, высокого и низкого? Арт-хауса и мейнстрима, да. Вендерсу оставалось добавить в эту речь кинематографический диалект, с чем он блестяще справился. "Пина" - гимн единства наших жизней, общности переживаний, универсальности взаимоотношений и в то же время уникальности каждой пары глаз, наблюдающих все это. И, смотря этот фильм, не забывайте - вы двигаетесь, а значит, тоже танцуете. Не повторяйте чужих движений, "правильных", навязанных, если можете придумать свои. И тогда про вас тоже снимут фильм, и ваши ученики будут "смотреть про вас" так, что все будет понятно без слов.