Главный герой - журналист, которого приглашают в закрытое правительственное учреждение, где содержат маньяков, террористов и прочих нелюдей. Там изучают причины агрессивного поведения и жестокости, так что контингент вполне оправдан. Вот только в отдельной палате он обнаруживает нескольких детей - все не старше 10 лет - которые, судя по всему, являются здесь основным объектом исследований. Главврач рассказывает, что эти "недоростки" - страшнее всех, с кем им приходилось работать. Начисто лишенные жалости, сострадания и вообще каких-либо чувств к другим людям, они могут убить так же легко, как сломать игрушку. Откуда взялись эти дети, персонал умалчивает, но позже герой натыкается на дикую историю, случившуюся в провинциальном городке - в обычном жилом доме среди бела дня неизвестные вырезали целый подъезд, не пощадив никого. И ходят слухи, что нападавшие были совсем еще дети... Это жуткое расследование с головой затягивает журналиста, и без того запутавшегося в своих отношениях с женой, любовницей, детьми и полузнакомым политиком Велемировым, который лично курирует работу с "недоростками" для каких-то неясных целей.
читать дальшеТяжелый, тягучий, липкой тьмой полный роман. Муторный. Из пауз и оглушительной тишины (фраза "надо было что-то сказать, а что - не придумалось" встречается постоянно), разворачивающийся в голове арт-хаусным фильмом, без музыки, зато со звонким эхом от хлопнувшей двери. Продираешься сквозь него, словно в июльский полдень идешь по раскаленному городу, царапаясь о сухой воздух. Поначалу связное, повествование постепенно начинает рваться, перемежается вставными историями, распадается на части вслед за миром, где такое возможно, - или вслед за сознанием главного героя, пытающего справиться с тьмой снаружи и внутри себя. Неприятные герои, жуткая до отвращения история - и вместе с тем узнаваемый прилепинский язык, сочный, емкий, превращающий чтение в почти мазохистское удовольствие. А местами - и во вполне эстетическое. Как всегда великолепны у него эпизоды с детьми и с женщинами (в те моменты, когда герой действительно любит) - эти сцены бритый омоновец-лимоновец устрашающего вида пишет так, что внутри что-то сжимается, и ты сидишь, оглушенный, как будто это все - с тобой, про тебя - как будто твои.
Самая жанровая книга Прилепина, вполне себе триллер с почти фантастической фабулой - и в то же время сильная психологическая проза с непременной социальной темой. Параллели с нашими "недоростками" разоблачаются фигурой Велемирова, имеющего реальный прототип - ведь у Прилепина тоже есть такой полузнакомый политик, земляк, занимающий один из ключевых постов в правительстве. Наиболее спорный момент книги - финал, сколь напряженный, столь же невнятный. Открытый - в том смысле, что выбирать трактовку приходится читателю. Но варианты есть, и есть среди них тот, который меня вполне устраивает - так что я прощаю автору этот постмодернистский финт. Сложно сказать, насколько "Черная обезьяна" - шаг вперед по сравнению с ранними книгами, но это точно развитие мастерства автора - у Прилепина получилось написать более "литературную" вещь, сохранив при этом фирменный почти публицистический реализм.
Посмотрел творческий вечер Прилепина в Московском гуманитарном педагогическом институте. Умный, очень начитанный человек, без раздутого самомнения, как у многих писателей. Записал несколько фамилий, кого надо будет почитать. И еще куплю его антологии - "Война" и "Революция". Раньше как-то обходил их, думал - вот, делают деньги на раскрученном имени, а сейчас посмотрел содержание и понял, что больше чем у половины авторов вообще ничего не читал. Хороший повод познакомиться, чтобы потом брать отдельные книги наверняка.
PS Поискал на Озоне "Русский лес" Леонова - помню, еще моя замечательная учительница истории Алла Константиновна, отнюдь не убежденная коммунистка, очень хорошо отзывалась. Есть только букинистические издания. И вот, например, у книги 1974 года (20 лет после первой публикации) тираж - 303 000 экз. У "Черной обезьяны" - новая книга достаточно известного прозаика - 20 000. У Акунина с Мураками и Ролинг, побольше, конечно. А у большинства книг, которые я читаю, тираж 4000, на худой конец - почему-то некруглая цифра - 5100.
PPS Как-то в тему сегодня прочиталось. Из селигеровских речей: "На смене "Политика" собрались самые отчаянные люди страны. Против вас выступают люди с миллиардными состояниями, мэры и губернаторы, некоторые представители силовых органов. Против вас вся современная культура."